§ 1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА
Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала на уроке
Опыт показывает, что усвоение учащимися нового материала происходит намного быстрее и эффективнее, если школьников специально подготовить к этой работе.
В педагогической литературе вопрос о подготовке учащихся к активному усвоению нового материала находит все более широкое освещение, однако в методике русского языка о нем написано явно недостаточно, что отрицательно сказывается и в практике работы словесников, особенно при обучении орфографии.
Учитывая важность совершенствования процесса изучения грамматических и орфографических правил, мы разработали некоторые методические приемы подготовки учащихся к усвоению нового материала. Интересно отметить, что до недавнего времени вопрос об изучении нового материала в дидактике решался несколько односторонне: некоторые дидакты отождествляли два различных понятия – процесс усвоения знаний на уроке и процесс обучения в целом. Вследствие этого этапы усвоения знаний ошибочно признавались этапами обучения. Вот почему некоторые весьма важные звенья процесса обучения совершенно упускались из виду.
Не учитывался, в частности, один из таких существенных моментов на уроке, как подготовка учащихся к активному восприятию изучаемого материала. Так, М. А. Данилов отмечал, что реальный процесс обучения начинается не с восприятия изучаемых предметов и явлений. Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, учителю необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у них некоторые представления, возбудить собственное желание познать то, что им предстоит изучить.
К сожалению, вопросу специальной подготовки учащихся к изучению нового материала ни в теории, ни на практике обучения не уделяется пока еще достаточного внимания. Нет исследований по данной проблеме. Не используются и те большие возможности, которые заложены в самом материале.
Очень часто при объяснении нового материала по русскому языку в 5–7 классах учителя, особенно молодые, не используют тех знаний, которые учащиеся получили в начальных классах, и так излагают знакомые им темы, будто дети никогда ничего не слышали о них. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев сами учащиеся не смогут достаточно четко вычленить то, что им уже известно по данному вопросу, отделить знакомый материал от тех сведений, которые усваиваются ими впервые.
При этом многим учащимся, в том числе и сильным, иногда кажется, что им уже все знакомо по данной теме, что ничего нового в ней нет. Отсюда скука на уроках и безразличие к предмету. Положение усугубляется еще и тем, что материал как по грамматике, так и по орфографии слишком абстрактен и сам по себе не вызывает особого интереса у учащихся. Задача учителя русского языка– психологически подготовить ребят к восприятию нового материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее изученное по данному вопросу и только на этой основе получали бы новые знания.
Смотрите также
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему,
т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной
цели разные формы речи,  ...
ЗВУКИ И БУКВЫ
...
ПРОБЛЕМЫ МАРКСИЗМА В МФЯ
Из трех ключевых слов, вынесенных в название рассматриваемой книги, современная
отечественная бахтинистика больше всего любит обсуждать марксизм, меньше говорят
о философии и совсем мало – о языке ...