Еще пример создания проблемной ситуации при подготовке учащихся к изучению темы о чередовании гласных в корне слова (-лож – лаг-).
После закрепления правописания безударных гласных (проверяемых ударением и непроверяемых) и обобщения по этим двум темам учитель объясняет, что на сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.
– Прежде чем приступить к изучению нового материала, – говорит учитель, – давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: заря, умирать.
Естественно, что большинство учащихся пытается проверить их ударением (зорька, смерть).
Однако такая проверка, как выясняется, приводит к ошибкам (в корнях этих слов надо писать буквы о и е вместо а и и).
Учащиеся убеждаются, что это какой-то новый случай. Создается проблемная ситуация, появляется интерес к новому языковому явлению.
Далее учитель говорит:
– Как видите, эти одинаковые слова пишутся по-разному: то с буквой о —а, то с и —е. Что же происходит в корнях этих слов?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что это чередование.
Приводится еще ряд примеров на чередование о—а, я—им, е —и.
– А как же быть с такими случаями, как их писать?
Внимание учащихся привлечено к новой теме, поставлена познавательная задача, для объяснения подготовлена почва.
В этот момент учитель сообщает, что на данном уроке учащиеся узнают о правописании корней с чередованием о-а.
Записывается тема «Чередование гласных в корнях – лож —– лаг-».
Какими же средствами в данном случае достигалась активизация познавательной деятельности учащихся при их подготовке к усвоению нового материала?
Прежде всего учитель обобщил уже изученный материал о правописании безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) и указал на связь между усвоенными правилами и темами, которые предстоит изучить.
Затем учащимся была предложена познавательная задача (попытаться объяснить правописание безударных гласных в корнях слов). Внешне сходный случай (безударные гласные в корнях) имел существенные отличительные признаки (способы проверки этих безударных), для обоснования которых у учащихся еще нет конкретных знаний. Пытаясь объяснить предложенные слова, они затрудняются, создается проблемная ситуация, возникает живой интерес и естественное желание решить поставленную учителем задачу. Все это значительно усилило интенсивность протекания мыслительных процессов, привлекло внимание учащихся к уяснению существенных признаков изучаемой темы, позволило им вычленить и осознать разные случаи определения безударных гласных в корнях слов.
При подготовке учащихся к активному восприятию нового материала очень полезно использовать прием сопоставления.
Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала.
Нужно побуждать учащихся к такому сопоставлению изучаемых явлений, в результате чего у них возникает вопрос, ответ на который дает только новый учебный материал. Так, перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.
Смотрите также
Пять чувств – и еще шестое
На первых же страницах этой книжки говорилось о том, как чудовищен канцелярит
в устах детей . Как опасно, когда взрослые на канцелярите обращаются к
детям . И в книге для детей все недуги языка го ...
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МФЯ
Эта глава посвящена главной проблеме книги: анализу лингвистических идей МФЯ.
При этом трактовка истории лингвистики в МФЯ уже разобрана в первой главе книги,
а вопрос о построении марксистской ли ...
По всем правилам орфоэпического искусства
Не пугайтесь этого не знакомого вам термина: орфоэпией называют учение
о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи,
устанавливающих единообразие литерату ...