Или, приступая к изучению темы «Правописание приставок пре– и при-», учитель может предварительно разъяснить следующее:
а) в данном параграфе речь идет только о двух приставках – пре– и при-;
б) для правильного употребления этих приставок очень важно понимать их значение;
в) необходимо твердо знать основные значения приставок, чтобы безошибочно устанавливать правильное их написание.
Это активизирует внимание учащихся на усвоение важнейших вопросов темы о правописании приставок пре– и при-, дифференциацию сходных явлений, на формирование правильных и полных знаний и умений.
Дети получают целостное представление о теме, и это, безусловно, важно даже в том случае, если она изучается не на одном уроке (обычно отводится один-два часа на ее изучение и один час на закрепление).
Необходимо отбирать для связи нового с уже изученным ранее только те сведения, которые непосредственно подводят учащихся к сознательному усвоению нового материала. Так, перед изучением образования и правописания страдательных причастий прошедшего времени нужно повторить суффиксы прилагательных. Это будет способствовать разграничению сходных явлений (песчаный, сделанный, прочитанный, длинный т. д.).
Чем ближе по содержанию ранее изученный материал к новой теме и чем лучше он усвоен, тем легче запоминается новый материал. Например, правописание наречий усваивается детьми гораздо активнее, если перед этим повторены необходимые сведения о существительном и прилагательном. Так, в частности, усвоение вопросов о словообразовании наречий, которое служит основой для эффективного изучения их правописания, полностью опирается на знания о способах образования наречий от существительных и прилагательных, хотя образуются они от этих частей речи несколько своеобразно (при этом используются и знания учащихся о составе слова). Поскольку наречия на– о, – е и другие соотносительны с прилагательными и представляют собой наиболее многочисленный и наиболее продуктивный разряд в современном русском языке, их изучение целесообразно построить на сравнении с омонимичными формами кратких прилагательных. В школьном курсе этим наречиям отводится основное место.
Наречия на– о, – е и омонимичные формы кратких прилагательных внешне совпадают, поэтому перед изучением правописания наречий на – о, – е важно провести четкое отграничение их от указанных форм путем сопоставления. Это наречия типа: раздраженно, растерянно, взволнованно, испуганно, определенно и др. Здесь уместно обратить также внимание учащихся на то, что такие наречия (на – о, – е) образуются от страдательных причастий, перешедших в прилагательные.
Обстоятельственные наречия, образованные от существительных, – вторая основная группа (утром, кругом – беспредложные, сначала, вверху – предложные). Они тоже изучаются путем установления тесных связей между их образованием и правописанием.
Специальные наблюдения уроков показывают, что многие учителя недооценивают принцип связи нового со старым при обучении орфографии.
При этом они ссылаются на то, что дети многое забыли и ничего существенного из ранее усвоенного воспроизвести не смогут.
Смотрите также
СКАЗКИ И БЫЛИ
...
СООТНОШЕНИЕ ПСИХИКИ И ЯЗЫКА
В этой главе в равной степени полноты будут рассмотрены соотношения между некоторыми
компонентами психики, с одной стороны, и языком – с другой. ...
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МФЯ
Эта глава посвящена главной проблеме книги: анализу лингвистических идей МФЯ.
При этом трактовка истории лингвистики в МФЯ уже разобрана в первой главе книги,
а вопрос о построении марксистской ли ...