– А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хороше
го, лиц. вой, вещ. вой?
(В безударном положении в этих частях слова пишется е.)
– Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слов. Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под ударением (ш. лковый, ж. лтый).
– Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов?
(Проверка безударными гласными. Например: шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтетъ; здесь происходит чередование ё—е, значит, под ударением надо писать ё.)
– А в безударном? (е).
– Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных.
(В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной таблицы.
При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию:
– А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами рассмотрели?
(Выясняется, что оно будет распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.)
– Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?
(Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о—ё(е) под ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так. В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение: ещё).)
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
На этом завершается заполнение первого блока таблицы.
Третий этап урока
– применение правил.
Задача данного этапа урока состоит в усвоении алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью графических средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не даем, так как характер орфографического материала позволяет зафиксировать графически все правила и использовать эти модели для построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом, последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается одновременно формулами правил, которые затем используются как база для построения способов их применения. В сущности, графические средства уже сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных действий, составляющих содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм:
1) Устно:
ш…лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
Графически:
ш… лк – ё.
2) Устно:
ш́…рох – существительное, гласная после шипящего находится в корне, под ударением, слово-исключение, следовательно, пишем о.
Графически:
ш́…рох – исключение – о.
3) Устно:
щ… ка́ – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.
Графически:
щ…ка́ – > е.
4) Устно:
больш́.й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.
Графически:
больш́.й – о.
В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний.
Покажем далее, как строилась работа по изучению второго блока теоретического материала по данной теме. УРОК 2
Буквы о—е(ё) в глаголах и причастиях Цели урока:
– расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о —е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие);
– усвоение алгоритмических образцов рассуждения;
Смотрите также
ПРОБЛЕМЫ МАРКСИЗМА В МФЯ
Из трех ключевых слов, вынесенных в название рассматриваемой книги, современная
отечественная бахтинистика больше всего любит обсуждать марксизм, меньше говорят
о философии и совсем мало – о языке ...
ПОСТУПЬ ВЕКОВ
Когда мы с вами рассматривали слова человеческого языка, мы встречались и с медленным
изменением их состава внутри отдельных языков и с пережитками давнего времени, которыми
так богат наш «слова ...
Что скажет грамматика?
Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы
могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние
просторы (область лексики действи ...