Имя существительное
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Имя существительное
Страница 5

Основной метод

– самостоятельная работа учащихся по выведению формул склонений существительных с опорой на таблицу и образец, данный учителем.

Вначале следует привлечь особое внимание учащихся к тому, что графическое описание правила о составе склонения существительного – это языковая база и основа орфографического правила. В ней фактически уже зафиксированы все условия выбора любой орфограммы данного вида. Поэтому усвоение языковой основы – это, по существу, уже овладение в какой-то мере и орфографическим правилом,

его грамматической частью, ибо формулировка орфографического правила подведет ту или иную норму (окончание– е или – и) к соответствующей языковой базе.

Чтобы включить учащихся в самостоятельную работу, вначале учитель сам (при активном участии всего класса) записывает на доске образец графической фиксации состава I склонения, на основе которой учащиеся путем переноса и с опорой на таблицу завершают описание правил о составе остальных типов склонений имен существительных.

Вся запись приобретает следующий вид (значок показывает, что буква и является частью основы):

В дальнейшем при изучении правил о буквах е и и в падежных окончаниях

В дальнейшем при изучении правил о буквах е и и в падежных окончаниях существительных будет, как уже отмечалось, использован такой же принцип графического описания обобщенных орфографических правил, обобщающих алгоритмов и способов графической фиксации умственных действий при мотивировке орфограмм (написаний).

Закрепление языкового материала ведется как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Вот лишь краткое описание некоторых вопросов и заданий, которые можно использовать для обобщения и закрепления материала на данном этапе:

– Что мы узнали нового о склонениях существительных? (В I и во II склонении есть по две группы – основная и разновидность, т. е. существительные с основой на – и.)

– Как распределяются по склонениям существительные с основой на – и? (К I склонению относятся существительные женского рода на– ия типа молния, орфография и др.)

– Какие существительные относятся ко второй группе II склонения? (Существительные мужского рода на– ий типа жребий, Василий, планетарий и др. и существительные на – ие – здание, течение и др.)

Первая серия грамматических упражнений будет направлена на формирование умений определять тип склонения существительных, на разграничение основного варианта и разновидности существительных I и II склонения как основы для дифференциации взаимосмешиваемых написаний при изучении орфографического материала.

Основной прием

– графическая фиксация состава склонения с целью подготовки учащихся к выполнению орфографических упражнений по принципу «Вначале объясни, а затем – напиши».

Упражнение выполняется по такому образцу: учитель читает словосочетание, в состав которого входит существительное, а учащиеся записывают формулу склонения и соответствующее ей слово. Например:

I (2) – лыжная станция; I (1) – снежная лавина; III – пренебрегать опасностью; II (2) – трудное задание; II (2) – собирать гербарий; II (1) – открытое окно; II (1) – большой успех и др.

Графическая фиксация признаков правила перед написанием слова заставляет ученика думать, опираясь на конкретный теоретический материал, формирует определенный стиль научного мышления, более четкого и доказательного.

В дальнейшем работу можно усложнить – дать, например, текст с заданием произвести группировку слов в соответствии с их принадлежностью к тому или иному склонению и группе и т. д.

В этом фрагменте урока мы стремились показать, что отработка языкового материала, составляющего основу орфографического правила, – одно из важнейших условий повышения эффективности процесса формирования обобщенных знаний, главный резерв экономии времени, отводимого на изучение теоретического материала как по грамматике, так и по орфографии.

Кроме того, наш опыт показал, что использование на разных этапах «сквозных» приемов, таких, как графическое описание правил, грамматических и орфографических, а затем и приемов их применения и образцов рассуждения, устного и письменного, в виде своеобразных моделей-формул дает возможность с самого начала формировать у школьников правильные и полные обобщения как на теоретическом, так и на практическом уровне. При этом достигается чрезвычайно большая экономия времени, создается единый режим умственной деятельности ученика на всех этапах усвоения грамматико-орфографического материала, и, кроме того, усвоение большого объема орфографического материала осуществляется на уроках русского языка, ориентированных на усиление взаимосвязи между лингвистической и орфографической подготовкой учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ
...

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...

СКАЗКИ И БЫЛИ
...