Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока
Страница 13

Традиционные методики, в том числе и методика орфографии, не могут реализовать идею оперативной обратной связи на уроке, особенно на этапе изучения нового материала. Это отрицательно влияет на процесс обучения, так как информация от ученика поступает подчас чрезвычайно поздно (после проверки письменных работ, итогового повторения и т. д.). К этому времени у ученика уже нередко закрепляются ошибочные знания и умения.

Существенную помощь учителю в устранении этого недостатка может оказать использование упражнений с обратной связью, которые могут применяться почти на всех этапах усвоения материала. Особенно велика их роль на этапе первичного изучения материала.

Наиболее широкое применение на уроках русского языка получили разного рода перфокарты, которые позволяют проверить и оценить знания учащихся всего класса за 4–5 минут. Имеются различные виды перфокарт, которыми можно пользоваться на занятиях по орфографии. Вот один из них. Перфокарта представляет собой конверт, имеющий круглые пронумерованные отверстия с одной стороны. Отверстий может быть несколько: по горизонтали от 4 и более, по вертикали – от 10 и более. В конверт вкладывается чистый лист бумаги, который немного (на 1–2 см) выступает. На этой виднеющейся его части пишется фамилия ученика, справа, а по горизонтали, немного ниже, – возможные варианты ответов. На занятиях по орфографии это могут быть буквы, которые соответственно определяют написание орфограмм в корнях, суффиксах, приставках и окончаниях слов. Например, учителю нужно проверить, как ученики усвоили правописание и и е в личных окончаниях глаголов. Каждый из учащихся имеет на руках перфокарту, рассчитанную на 10 и более слов. Учитель диктует следующие глаголы:

Если ученик находит нужным поставить в личном окончании первого глагола (колет)

Если ученик находит нужным поставить в личном окончании первого глагола (колет) букву е, то он должен поставить крестик в первом отверстии первого столбика, ес-

ли он считает, что нужна буква и, то, соответственно, крестик во втором отверстии первого столбика. И так далее.

Учитель для себя заготавливает правильный вариант ответов на точно таком же листке бумаги. Когда ученики сдадут листки, правильный вариант накладывается на остальные и чем-нибудь острым все нужные места протыкаются.

Работы, которые отличаются от правильного варианта, будут сигнализировать об ошибках.

Таким образом, учитель имеет возможность тут же, на уроке, проверить, правильно ли ответил каждый из учеников, и поставить соответствующие оценки (дети могут заносить их в дневники). Вся эта процедура вместе с проверкой занимает 3–5 минут. Следовательно, перфокарта – это один из весьма эффективных способов проверки усвоения знаний прямо на уроке. Она дает возможность более оперативно осуществлять обратную связь при усвоении орфографического (как и любого другого) материала. С такой же целью используются и контрольные карточки.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

ПОСТУПЬ ВЕКОВ
Когда мы с вами рассматривали слова человеческого языка, мы встречались и с медленным изменением их состава внутри отдельных языков и с пережитками давнего времени, которыми так богат наш «слова ...

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МФЯ
Эта глава посвящена главной проблеме книги: анализу лингвистических идей МФЯ. При этом трактовка истории лингвистики в МФЯ уже разобрана в первой главе книги, а вопрос о построении марксистской ли ...

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...