3) определить падеж – связано с морфологией;
4) выделить окончание – связано со словообразованием.)
Это задание выборочного типа, в котором из ряда произвольно названных действий (или названных с учетом типичных ошибок на смешение орфограмм различных видов и типов) необходимо выбрать те, что связаны с анализируемой орфограммой.
♦ Задание 2.
Докажите положение: «Для того чтобы верно написать е или и в падежных окончаниях существительных, нужно определить, к какой группе или к какому склонению относится это существительное».
(При определении окончаний существительных III склонения и разносклоняемых существительных достаточно отнести существительное к III склонению или к существительным на– мя, чтобы выбрать правильное окончание (окончание – и). При определении окончаний существительных I и II склонения прежде всего нужно знать группу, так как именно от группы зависит выбор окончания в данных существительных. Если указать только склонение, то нельзя сделать правильный вывод о написании окончания, так как в данных существительных может быть и окончание – е, и окончание – и.)
♦ Задание 3.
Определите, от чего зависит выбор окончания. Побывать в Италии, на окраине города, на передовой линии, ходить по галерее, читать в постановлении.
Выделите окончания и укажите основание вашего выбора.
(В данных словосочетаниях выбор падежного окончания существительного зависит от группы: побывать в Италии (2), на окраине (1) города, на передовой линии (2), ходить по галерее (1), читать в постановлении (2).)
♦ Задание 4.
Даны словосочетания: статья о профессии, стоять на площади, в тяжелом состоянии, встреча на опушке, нога в стремени.
Выделите окончания и определите по одному существенному признаку, который лежит в основе выбора написаний е или и.
(Статья о профессии (2), стоять на площади (III), в тяжелом состоянии (2), встреча на опушке (1), нога в стремени (-мя).)
♦ Задание 5.
Расскажите о правописании падежных окончаний существительных I и II склонений. Сравните правила правописания окончаний– е и – и в этих двух склонениях: что общего и в чем отличие.
(У существительных I склонения в дательном и предложном падежах в 1-й группе пишется окончание– е, а во 2-й группе – окончание – и; во II склонении – и пишется только в предложном падеже во 2-й группе. Общее: написание окончания – е в первых группах, окончания – и – во вторых группах. Отличие: у существительных I склонения данное окончание пишется в дательном и предложном падежах, а у существительных II склонения – только в предложном падеже.)
♦ Задание б.
Отвечая на вопрос о правописании падежных окончаний существительных II склонения, ученик сказал: «У существительных II склонения в предложном падеже пишется окончание – е». Верным ли является данный ответ? Почему? Если нет, то исправьте.
(Данный ответ является неверным, так как у существительных II склонения в предложном падеже может быть и окончание е, и окончание и. Правильный ответ: «У существительных II склонения 1-й группы в предложном падеже пишется окончание– е, а во 2-й группе в предложном падеже – окончание – и».)
Смотрите также
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МФЯ
Эта глава посвящена главной проблеме книги: анализу лингвистических идей МФЯ.
При этом трактовка истории лингвистики в МФЯ уже разобрана в первой главе книги,
а вопрос о построении марксистской ли ...
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное
нашими предшественниками!» – призывал в одной из своих статей замечательный знаток
и мастер языка Иван Серге ...
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему,
т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной
цели разные формы речи,  ...