Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока
Страница 14

Существует множество типов контрольных карточек, но в основном они имеют такие общие свойства: вначале дается необходимая информация, после чего выставляется ряд вопросов, которые контролируют правильность усвоения материала. Эти исходные данные варьируются в зависимости от цели карточек. Если карточки обучающие, то сначала читается и анализируется изучаемый материал, который обычно подается порциями, а для самопроверки предлагаются ответы, которые помещены на обратной стороне карточки.

Используются и такие виды контрольных карточек, которые содержат только вопросы и варианты ответов на них. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, является наиболее точным. Некоторые контрольные карточки содержат вопросы на лицевой стороне, а ответы – на обратной. Учащийся вначале отвечает на вопрос самостоятельно, а затем сверяет его с ответом на обратной стороне карточки.

Ниже приводим образец одного из простейших видов контрольных карточек по орфографии с альтернативными ответами: Фамилия:……………

Такие карточки раздаются каждому ученику. Задача состоит в том, чтобы выбрать

Такие карточки раздаются каждому ученику. Задача состоит в том, чтобы выбрать и взять в кружок нужную орфограмму или зачеркнуть ненужную. Стандартная форма выполнения задания позволяет проверить и оценить письменные работы на уроке.

Большой интерес учащиеся проявляют и к работе с бумажным дешифратором, который используется для проверки усвоения теоретического материала. Он устроен следующим образом: под картонную пластинку с круглыми пронумерованными отверстиями накладывается белая непрозрачная бумага, под нее – стекло, которое кладется на лист бумаги из цветных квадратиков. Все это зажимается в приспособление, напоминающее копировальную рамку для контактной фотопечати. Ученик получает такой дешифратор и билет с несколькими вопросами и ответами на них. Учащийся выбирает ответ и прорывает (пером, концом карандаша) отверстие с соответствующим номером. О правильности ответа сигнализируют цветные квадратики: если ответ правильный – красный квадрат, нет – синий.

Эффективным средством, которое обеспечивает формирование у учащихся обобщенных знаний, являются всевозможные программированные тетради или задания для самостоятельной работы. Задания построены так, что, выполняя их, ученик производит систему необходимых умственных действий и операций. И каждая его ошибка на любом этапе работы, при выполнении любой операции может быть замечена учителем и исправлена именно в том «пункте», где она была совершена.

Рассмотрим пример такого задания на материале изучения падежных окончаний прилагательных.

Даны предложения. Надо правильно дописать окончания прилагательных. Это конечная задача, а чтобы решить ее, ученик должен осуществить ряд необходимых операций, которые указываются либо в устной форме, либо в письменной, прилагаемой к заданию. Эта инструкция представляет собой определенный алгоритм, согласно которому должен действовать ученик. Основные операции должны быть пронумерованы. Под каждым предложением несколько свободных строк. Ученик, выполняя инструкцию, фиксирует в тетради результат каждой операции.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Состояние современного рынка труда
Переход российской экономики на рыночные рельсы для рынка труда ознаменовался кардинальными изменениями — рабочая сила перестала быть дефицитом и, наоборот, появился существенный недостаток ва ...

Воздействия опасностей
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, эк ...

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...